Четверг, 18.04.2024, 22:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 60

Мой любимый кодекс

Материалы для обучения

Главная » Файлы » Мои файлы

Тема №1. "Административное правонарушение".
23.03.2011, 19:59

ТЕМА №1 «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, СОСТАВ».

1. ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЕГО ПРИЗНАКИ.

Согласно части 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Анализ данного понятия позволяет выделить следующие признаки административного правонарушения:

1) общественная вредность. В отличие от преступлений, административное правонарушение не обладает общественной опасностью, а является общественно вредным деянием. Общественная вредность и является тем признаком, по которому оно отличается от преступления. Большинство правонарушений квалифицировались, и будут квалифицироваться как административные (безбилетный проезд, переход улицы в неустановленном месте, небрежное хранение паспорта, повлекшее его утрату). В этих случаях не возникает вопроса о разграничении их и преступления.

Вместе с тем, есть немало правонарушений, которые могут рассматриваться либо как административное правонарушение, либо как преступление. В таких случаях отличие проводится по:

√ наличию или отсутствию последствий. Например, нарушение водителем ПДД, повлекшее причинение лёгкого или средней тяжести вреда здоровью, является административным правонарушением (ст. 12.24. КоАП), а повлекшее тяжкий вред здоровью – преступлением (ст. 264 УК).

√ по размеру причиненного ущерба. Например, хищение на сумму меньше 1.000 рублей, т. е. мелкое, является административным правонарушением (ст. 7.27. КоАП), а превышающее такую сумму – преступлением.  

2) противоправность, т. е. закрепленность в нормативном акте в качестве административного правонарушения. Административным правонарушением может быть только совершение того, что делать запрещено (действие) или не совершение того, что предписано делать правовой нормой (бездействие).

3) виновность, которая означает, что административное правонарушение совершается осознанно, т. е. умышленно или неосторожно.

4) наказуемость, т. е. установление административных наказаний за его совершение.

2. ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ.

Административная ответственность – один из видов юридической ответственности, который состоит в назначении уполномоченными на то органами (должностными лицами) административного наказания, лицам, виновным в совершении административных правонарушений.

Признаки административной ответственности:

1) её основанием является административное правонарушение;

2) она состоит в назначении административного наказания;

3) наказание назначается судьями, органами государственного управления и их должностными лицами;

Ныне имеет место тенденция расширения подсудности дел об административных правонарушениях. Так, дела, санкции по которым предусматривают административный арест, возмездное изъятие или конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, дисквалификацию, административное приостановление деятельности подлежат рассматриваются только в судебном порядке.

Судья, являясь независимым от ведомственных и иных влияний, имеет возможность более объективно и беспристрастно разрешать дела, связанные с назначением административных наказаний. Но это, в свою очередь, потребует значительного количества судей, которые были бы заняты только рассмотрением дел об административных правонарушениях. В будущем, в связи с возрастающей специализацией судов и увеличением численности судей, все большее количество дел об административных правонарушениях будет передаваться в подсудность судьям. Но пока большое количество дел об административных правонарушениях отнесено к подведомственности федеральных органов исполнительной власти, и их подразделений. Эти органы призваны с учетом соответствующей специализации в конкретных отраслях государственного управления оперативно реагировать на нарушения тех или иных правил.

4) она характеризуется упрощённым порядком реализации;

Такая упрощённость и оперативность вполне оправдана, поскольку речь идёт лишь об общественно вредном, но не общественно опасном деянии.  

5) она устанавливается не только федеральными законами, но и законами субъектов Федерации.

Так, согласно части 1 статьи 1.1. КоАП «законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ».

Одновременно статья 1.3. КоАП определяет предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях.

Следует иметь в виду, что в Особенной части КоАП установлена ответственность за нарушения только федеральных правил и норм.

В связи с этим субъекты РФ вправе устанавливать административную ответственность, если в этом есть необходимость, за нарушения правил, установление которых отнесено к их предметам ведения.  

Основным нормативным актом, регулирующим вопросы административной ответственности на федеральном уровне, является Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), который:

- был принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года;

- одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года;

- подписан Президентом 30 декабря 2001 года;

- введён в действие с 1 июля 2002 года.

КоАП характеризуется тем, что полностью регулирует все вопросы административной ответственности и состоит из 5 разделов:

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (ГЛАВЫ 1-4).

РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ (ГЛАВЫ 5-21 ).

РАЗДЕЛ 3. СУДЬИ, ОРГАНЫ, ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ (ГЛАВЫ 22, 23).

РАЗДЕЛ 4. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ (ГЛАВЫ 24-30).

РАЗДЕЛ 5. ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ (ГЛАВЫ 31, 32).

Следует отметить, что впервые в отечественной законодательной технике новый КоАП отказался от сквозной нумерации статей. В нём используется нумерация статей применительно к нумерации соответствующих глав Кодекса. По мнению разработчиков Кодекса, такой подход, с учётом динамичности административной ответственности, позволит лучше решить проблему нумерации, в случаях введения новых статей. Хотя он не решает этой проблемы в случае исключения отдельных статей.

3. ПОНЯТИЕ СОСТАВА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ.

Рассмотренные ранее признаки административного правонарушения дают представление о его общем понятии. Эти признаки характерны для всех административных правонарушений. Вместе с тем, ответственность всегда конкретна и должна применяться за определённые деяния.

Совершение административного правонарушения может характеризоваться множеством признаков. Но не все из них имеют юридическое значение.

Так, мелкое хулиганство может быть совершено в общественном транспорте, в местах отдыха, мужчиной или женщиной, днём или ночью и т.д. Кодекс же, при установлении ответственности за его совершение, выделил наиболее главные, сущностные признаки – нецензурную брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, а равно уничтожение или повреждение чужого имущества.

Совокупность таких признаков и образует состав административного правонарушения, позволяющий осуществить квалификацию.  

Состав административного правонарушения – это установленная законом совокупность элементов и признаков, определяющих общественно вредное деяние в качестве конкретного административного правонарушения.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, интересы (блага) которым причиняется вред. Общим объектом является порядок управления, родовой указан в названиях глав Особенной части II раздела КоАП, а непосредственным – является объект конкретного административного правонарушения.

Объективная сторона административного правонарушения – это его внешнее проявление.

В неё входят:

а) деяние (действие или бездействие). Большинство административных правонарушений совершается путем действия (распитие спиртных напитков в общественных местах, мелкое хищение, мелкое хулиганство), но отдельные могут совершаться и путем бездействия (проживание без регистрации, несоблюдение правил пожарной безопасности, уклонение от технического осмотра транспортных средств, от регистрации или перерегистрации огнестрельного оружия).

б) общественно вредные последствия. Большинство составов административных правонарушений формальные, то есть они окончены в момент одного лишь деяния (нарушение паспортных правил, правил воинского учёта и т.п.) и не требуют наступления каких-либо последствий. Часть же из них материальные, то есть требующие для признания их оконченными, наступления определенных последствий (Например, статья 12.24. – нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего; часть 3 статьи 20.4. – нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара).

в) причинная связь между ними (для материальных составов) Это такая связь, при которой именно данное деяние является главной и непосредственной причиной наступления общественно вредных последствий.

г) место, время, способ совершения. Если эти признаки включены в состав объективной стороны, это означает, что конкретное деяние запрещается не вообще, а лишь совершённое в определённом месте, в определённое время, определённым способом.

Так, для состава мелкого хулиганства необходима нецензурная брань именно в общественных местах; административно наказуемы также появление в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность только в общественных местах.

Ответственность за распитие спиртных напитков наступает, если оно совершается в общественных местах, кроме организаций торговли и общественного питания, где разрешена их реализация в розлив.

Статья 5.10. КоАП предусматривает ответственность за проведение предвыборной агитации, когда такая агитация запрещена законом, либо в местах, где её проведение запрещено законом.

Статья 14.5. КоАП устанавливает ответственность за продажу товаров без применения в установленных случаях контрольно-кассовых машин.  

Субъектом административного правонарушения является совершившее правонарушение физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста административной ответственности, либо виновное в совершении правонарушения юридическое лицо.

Согласно сложившимся в прежние годы взглядам, было признано нецелесообразным вводить административную ответственность юридических лиц, то есть государственных предприятий.

Однако, в связи с изменением их статуса, когда большинство этих предприятий подверглись акционированию и приватизации, а государственный контроль за ними был ослаблен, возникла необходимость введения такой ответственности для юридических лиц за нарушения в сфере охраны природы, экологии, правил строительства, санитарии, налогового законодательства, землепользования и т.п.  

Физические лица.

Административной ответственности подлежат, достигшие 16 лет:

- граждане России;  

- должностные лица;  

- иностранные граждане, не обладающие дипломатической неприкосновенностью;

- лица без гражданства.

Таким образом, административная ответственность наступает только с 16 лет. В тоже время, согласно ст. 2.3 КоАП с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Наряду с возрастом, в отношении физических лиц должна устанавливаться их вменяемость. Согласно статье 2.8. КоАП не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости.

Невменяемость – это неспособность лица во время совершения противоправного деяния осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства (шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз и др.), временного психического расстройства (белая горячка, патологический аффект и др.), слабоумия (олигофрения) или иного болезненного состояния психики.

Что касается должностных лиц (ст. 2.4. КоАП), то для них, наряду с общей административной ответственностью установлена дополнительная, повышенная ответственность, и они могут наказываться за:

- невыполнение своих служебных обязанностей лично;  

- непринятие мер к своевременному выполнению правил другими лицами, подчиненными им (завмаг, прораб).

Должностное лицо - это лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно - распорядительных или административно - хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

В соответствии со статьёй 2.6. КоАП иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося дипломатическим иммунитетом и совершившего на территории РФ административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.  

В соответствии со ст. 2.5 КоАП, за административные правонарушения военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.

Однако, за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 - 5.26, 5.45 - 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 - 7.32, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главами 12, 15 и 16, статьей 17.7, статьями 18.1 - 18.4, 19.5.7, 19.7.2 и статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) КоАП, они несут административную ответственность на общих основаниях.

Юридические лица – это предприятия, учреждения, организации, зарегистрированные в качестве таковых в органах юстиции. Субъективная сторона – это психическое отношение правонарушителя к своему деянию в форме умысла или неосторожности.

В соответствии со статьёй 2.2. КоАП административное правонарушение признается совершенным:

умышленно, если лицо, его совершившее:

√ сознавало противоправный характер своего действия (бездействия);

√ предвидело его вредные последствия;

√ желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Большинство правонарушений совершается умышленно, на что иногда прямо указывается в законе. Это, например, умышленное повреждение агитационных материалов (ст. 5.14.), умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества (ст. 7.17.). В других случаях об умысле свидетельствует характер правонарушения. Например, обман потребителей (ст. 14.7.), неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции (ст. 19.3.), мелкое хулиганство (ст. 20.1.).

по неосторожности, если лицо, его совершившее:

√ предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий;

Например, передавая управление транспортным средством лицу, не имеющему права управления им (ч. 3 ст. 12.7.), водитель рассчитывает, что при малой интенсивности движения и его опыте он сможет предотвратить возникновение аварийной обстановки, но этого не происходит.

√ не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Например, уничтожение или повреждение леса в результате небрежного обращения с огнём (ст. 8.32.). Кроме того, в отдельных правонарушениях требуется наличие цели (ст. 6.8. Незаконные приобретение или хранение наркотических средств без цели сбыта).

Юридические лица.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что:

- у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность;

- но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

В соответствии со статьёй 2.9. КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Следует отметить, что, во-первых, соответствующие органы и лица могут, но не обязаны освободить нарушителя от административной ответственности, и, во-вторых, они ограничиваются устным замечанием, которое является не административным наказанием, а относится к мерам морального воздействия.

Категория: Мои файлы | Добавил: IDol-36
Просмотров: 2998 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1 SergSax  
0
<a href=http://zmkshop.ru/>компании по производству металлоконструкций москва</a>

Имя *:
Email *:
Код *: