Суббота, 20.04.2024, 06:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 60

Мой любимый кодекс

Материалы для обучения

Главная » Файлы » Мои файлы

Тема №5 "Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти и против порядка управления"
01.04.2011, 10:27

1. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ. 

Статья 17.3. Неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава

Объект – нормальная деятельность по осуществлению правосудия.

Объективная сторона:

Часть 1 – Неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила

Данное правонарушение совершается путём бездействия.

Судья – должностное лицо, уполномоченное осуществлять правосудие. Вид правосудия (уголовное, гражданское, административное), значения не имеет.

Распоряжение – это по своей сути приказ, но отличается от последнего тем, что отдаётся лицам, не находящимся в непосредственном подчинении. Распоряжения судей при осуществлении полномочий являются обязательными для всех без исключения лиц, как участвующих в деле, так и присутствующих в зале заседания.

При этом распоряжение должно касаться не нарушения каких-либо правил процессуального характера, а о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила (выкрики, шум, свист, хождение по залу, оскорбительные высказывания и т.п.).

Подобные действия могут быть совершены не только в ходе судебного разбирательства, но и вне зала судебного заседания, например, в коридоре, приемной, комнате для свидетелей.

Ответственность по данной статье наступает, если распоряжение было законным, то есть находилось в пределах полномочий судьи, и отдано в связи с осуществлением правосудия.

Часть 2 – Неисполнение законного распоряжения судебного пристава о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах» на них возлагаются задачи по исполнению судебных актов, а также по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на:

- судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов;

- судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов.

Полномочия, предусмотренные законом «О судебных приставах», в равной мере распространяются на оба вида судебных приставов.

Согласно статье 14 того же закона «требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации.

Невыполнение требований судебного пристава и действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей, влекут ответственность в порядке, установленном законом».

Вместе с тем, следует иметь в виду, что воспрепятствование законной дея-тельности судебного пристава-исполнителя влечёт административную ответствен-ность по статье 17.8. КоАП.

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов:

- обеспечивает в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;

- выполняет распоряжения судьи в судебном заседании, связанные с соблюдением порядка в суде.

Судебные приставы при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему. Им присваиваются классные чины работников органов юстиции. В соответствии с характером осуществляемых ими функций, они проходят профессиональную подготовку.

Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов после её прохождения имеют право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств, а также применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, предусмотренных законом.

Субъективная сторона – как умысел, так и неосторожность.

Субъект – участники процесса.

Следует иметь в виду, что неуважение к суду, выразившееся в оскорблении участников судебного разбирательства, судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, – относится к уголовным преступлениям, и ответственность наступает в соответствии с УК (ст.297).

Статья 17.7. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Объект – нормальная деятельность прокуратуры, органов предварительного расследования, органов государственного управления.

Объективная сторона:

Невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении

Данное правонарушение, также как и предыдущее, совершается путём бездействия.

Требование – это выраженная в решительной, категорической форме просьба о том, на что у его предъявителя есть право.

Прокурор – Генеральный прокурор и подчинённые ему прокуроры, их заместители и помощники.

В соответствии со статьёй 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, влечёт за собой установленную законом ответственность.

Следователь – должностное лицо, уполномоченное осуществлять предвари-тельное следствие по уголовному делу.

Дознаватель – должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания.

К должностным лицам, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, относятся лица, имеющие право составлять протоколы об административном правонарушении (Статья 28.3.), а также рассматривать дела об административных правонарушениях (Глава 23 КоАП).

Так же, как и в предыдущей статье, ответственность наступает, если требование вышеперечисленных лиц было законным, то есть находилось в пределах их полномочий, и отдано в связи с осуществлением их служебной деятельности.

Субъективная сторона – умысел.

Субъект – физические лица, в том числе и должностные.

Статья 17.9. Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод

Объект – нормальная деятельность органов, осуществляющих производство по административному делу.

Объективная сторона:

Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод при производстве по делу об административном правонарушении

Согласно статье 25.6. КоАП в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.

В качестве специалиста, согласно статье 25.8. по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

В качестве эксперта, согласно статье 25.9. может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

В качестве переводчика, согласно статье 25.10. может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.

Все перечисленные лица обязаны явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело. За отказ или за уклонение от исполнения этой обязанности, они несут административную ответственность по статье 17.7. КоАП.

Кроме того, данные лица предупреждаются об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний (свидетель), пояснений (специалист), заключения (эксперт), перевода (переводчик).

Согласно закону:

- свидетель обязан дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы. Показания свидетеля являются ложными, если в них полностью или частично искажаются факты, важные для разрешения дела;

- специалист обязан участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний, в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий. Пояснения специалиста являются ложными, если в них неверно излагаются факты;

- эксперт обязан дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения. Заключение эксперта считается ложным, если в нём неправильно излагаются факты, либо даётся их неверная оценка;

- переводчик обязан выполнить полно и точно порученный ему перевод. Неправильный перевод заключается в искажении смысла устной или письменной речи при переводе с одного языка на другой.

Субъективная сторона – умысел. Признак «заведомости» отграничивает наказуемые деяния от ненаказуемых неосторожных (не соответствующие действительности показания, данные ввиду заблуждения, забывчивости и т. п.).

Субъект – специальный – физическое лицо, привлечённое в качестве свидетеля, специалиста, эксперта, переводчика.

Статья 17.11. Незаконное ношение государственных наград
Объект – порядок обращения государственных наград.
Объективная сторона:
Часть 1. Ношение ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию, знака отличия Российской Федерации, РСФСР, СССР, орденских лент или лент медалей на планках лицом, не имеющим на то права
Государственные награды РФ являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, искусстве, защите Отечества, государственном строительстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные заслуги перед государством.
Награжденному выдается удостоверение к государственной награде.
В п. 20 Положения о государственных наградах РФ сказано, что «на граждан РФ, удостоенных государственных наград СССР, распространялся правила, предусмотренные настоящим Положением и законодательством РФ. Сохраняется порядок ношения орденов, медалей СССР, орденских лент и лент медалей на планках и других знаков отличия».
В соответствии со статьёй 19 Положения о государственных наградах РФ «запрещаются незаконное приобретение или сбыт государственных наград, учреждение и производство знаков, имеющих аналогичные, схожие названия или внешнее сходство с государственными наградами, а также ношение орденов, медалей, знаков отличия, нагрудных знаков к почетным званиям, лент орденов и медалей на планках лицами, не имеющими на то права. Указанные действия влекут за собой ответственность, установленную законодательством РФ».
Следует отметить, что незаконные приобретение или сбыт государственных наград влекут уголовную ответственность по статье 324 УК РФ.
Ношение ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию, а равно орденских лент и лент медалей на планках предоставлено лишь тому лицу, которое удостоено этих наград и званий, что должно подтверждаться документами. Соответственно, их ношение другими лицами является незаконным и влечет административную ответственность по настоящей статье.
Незаконным являются также ношение государственных наград, если Указ Президента РФ о награждении был им отменен в связи с необоснованностью представления к награждению, либо лицо было лишено государственной награды судом в случае осуждения награжденного за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
Часть 2. Учреждение или изготовление знаков, имеющих схожее название или внешнее сходство с государственными наградами
Субъективная сторона – умысел.
Субъект – только физическое лицо.
Статья 17.12. Незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов
Объект – нормальная деятельность государственных органов
Объективная сторона:
Часть 1. Незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов
Характерной чертой военной службы является зависимость правового положения военнослужащих от присваиваемых каждому из них персональных воинских званий. Воинские звания приведены в единую систему, которая отражает военную и специальную квалификацию военнослужащего, выслугу лет, служебное положение и т.п. Это способствует необходимой субординации, чёткому взаимоотношению между военнослужащими, и, в конечном итоге, успешному решению задач военного управления, поддержанию воинской дисциплины и правопорядка.
Тем же целям отвечает предусмотренная законодательством специально для военнослужащих военная форма одежды, отражающая их принадлежность к виду Вооруженных Сил, роду войск, другим государственным военным организациям, воинское звание.
В соответствии со статьёй 39 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г., для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований устанавливаются военная форма одежды и знаки различия, которые утверждаются Президентом Российской Федерации. Знаки различия по видам Вооруженных Сил Российской Федерации, родам войск, а также правила ношения военной формы одежды определяются министром обороны Российской Федерации, руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба.
Существующие военная форма и знаки различия утверждены Указом Президента РФ «О военной форме одежды и знаках различия по воинским званиям» от 23 мая 1994 г. Правила ношения военной формы одежды военнослужащими Вооруженных Сил утверждены приказом министра обороны РФ от 28 марта 1997 г.
Указанные Правила распространяются не только на военнослужащих, но и на граждан, уволенных с военной службы с зачислением в запас или в отставку с правом ношения военной формы одежды. Последним разрешается ношение военной формы одежды, установленной на момент увольнения.
Форма одежды и знаки различия работников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, членов общественных объединений, не являющихся военнослужащими не могут быть аналогичными военной форме одежды и знакам различия военнослужащих. Ношение военной формы одежды и знаков различия военнослужащих гражданами, не имеющими на это права, запрещается и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
К правоохранительным органам относятся: органы прокуратуры; органы предварительного следствия; органы дознания; органы внутренних дел, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы; органы ФСБ; служба судебных приставов; контрольные органы Президента, глав администраций субъектов РФ; Федеральные органы государственной охраны; органы Государственного таможенного комитета, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.
К контролирующим органам относятся: органы государственной налоговой службы; органы надзора за соблюдением правил охоты на территории государственного охотничьего фонда; органы рыбоохраны; органы государственной лесной охраны; органы санитарно-эпидемиологического надзора; контрольно-ревизионных подразделений Министерства финансов РФ; органов государственного контроля в сфере торговли, качества товаров (услуг) и защиты прав потребителей, осуществляющие контроль за исполнением соответствующих законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений.
Для сотрудников перечисленных органов также вводится форменная одежда и соответствующие знаки различия.
Так, согласно статье 25 Федерального закона «О полиции», сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание. Сотрудник полиции обеспечивается форменной одеждой за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Образцы форменной одежды сотрудника полиции утверждаются Правительством Российской Федерации. На форменной одежде сотрудника полиции, несущего службу в общественных местах, размещается нагрудный знак, позволяющий идентифицировать сотрудника полиции.
Ответственность наступает в случае незаконного ношения форменной одежды, то есть лицом, не имеющим на то права. Наличие такого права должно подтверждаться соответствующими документами (военный билет, удостоверение личности и т. д.).
Кроме того, состав данного правонарушения образует незаконное ношение форменной одежды со знаками различия и символикой соответствующих органов. Само по себе ношение предметов форменного обмундирования без этих знаков и символики, не наказуемо.
Часть 2. Те же действия, совершенные лицом, имеющим специальное разрешение (лицензию) на осуществление частной детективной или охранной деятельности, в связи с осуществлением этой деятельности
В данной части речь идёт о специальном субъекте, которым является лицо, имеющее лицензию на осуществление такой деятельности, и использующее форменную одежду соответствующих органов в целях прикрытия (введения в заблуждение относительно его принадлежности к данным органам).
При этом ответственность влечёт сам факт незаконного ношения форменной одежды, независимо от того, были ли совершены последним противоправные действия. Последние могут повлечь уголовную ответственность по статье 203 УК «Превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб».
Следует также иметь в виду, что совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти, согласно п. «и» части 2 статьи 63 УК, является обстоятельством, отягчающим наказание, поскольку приносит вред как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Такие преступления дискредитируют органы власти, облегчают проникновение в жилище, остановку транспортных средств или вхождение в доверие граждан.
Субъективная сторона – умысел.
Субъект – только физическое лицо, а по части 2 – лицо, имеющее лицензию на осуществление частной детективной или охранной деятельности.

2. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ.

Статья 19.1. Самоуправство

Объект – порядок управления

Объективная сторонасамоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществления своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам

Это всегда активные действия. Они совершаются вопреки установленному порядку. Такой порядок устанавливается не только законом, но и иным нормативным правовым актом (постановление Правительства РФ, нормативный акт органа местного самоуправления и др.). Состав данного правонарушения, материальный, то есть обязательным признаком объективной стороны является несущественный вред, поскольку те же действия, причинившие существенный вред, квалифицируются по статье 330 УК. Вред причиняется гражданам либо организациям, может выразиться в материальном ущербе, моральном вреде, нарушении прав граждан и т. д.

Ответственность не исключается и в случаях, когда, действуя вопреки установленному порядку, лицо осуществляет свое действительное право.

В практике нередки случаи применения кредитором к должнику насилия или угрозы им в целях взыскания долга. Внешне такого рода действия напоминают грабеж, разбой или вымогательство. Однако, поскольку лицо имеет (действительное или предполагаемое) право на насильственно отбираемое имущество, состав хищения отсутствует.

Субъективная сторона – умысел.

Статья 19.2. Умышленное повреждение или срыв печати (пломбы)

Объект – порядок управления

Объективная сторонаповреждение или срыв печати (пломбы), наложенной правомочным должностным лицом, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.15 и статьей 16.11 настоящего Кодекса

Согласно ведомственным Инструкциям, с целью сохранности денег, товарно-материальных ценностей и документов (если нет возможности или необходимости их немедленного изъятия) доступ к ним ограничивается путём опечатывания (пломбирования) помещений (хранилищ).

Различаются печати: каучуковые – для нанесения мастичных оттисков, и металлические – для нанесения рельефных оттисков. Соответственно, пломбы бывают свинцовые или пластмассовые.

Ответственность наступает за их повреждение, которое чаще всего возникает в результате попыток замаскированного проникновения в помещение (хранилище), либо их срыв.

В соответствии с правилами юридической техники, в ряде случаев ответственность может предусматриваться общей статьёй и специальной, в которой вводятся дополнительные признаки предмета, места, времени и т.п.

В данном случае ответственность по рассматриваемой общей статье не наступает, если повреждение печати (пломбы) произошло на транспортных средствах (вагонах, контейнерах, трюмах, грузовых отсеках) (Статья 11.15.), либо печать (пломба) применялись таможенными органами (Статья 16.11).

Субъективная сторона – умысел.

Субъект – физические лица, в том числе и должностные.

Статья 19.3. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы

Объект – порядок управления, а также общественный порядок и общественная безопасность.

Объективная сторона:

Часть 1. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.

Данное правонарушение совершается путём бездействия.

Так, в статье 30 ФЗ «О полиции» сказано, что «законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.

Невыполнение законных требований сотрудника полиции и действия, препятствующие выполнению возложенных на него обязанностей, влекут за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Неповиновение предполагает, как правило, пассивное поведение нарушителя (отказ предъявить документы, удостоверяющие личность; следовать в полицию; покинуть помещение и т.п.), хотя не исключается и активное поведение (несмотря на требование следовать в полицию, правонарушитель убегает).

Неповиновение – это не только открытый отказ от исполнения распоряжения или требования (словами, жестами), но и иное умышленное их неисполнение (бойкот).

Неповиновение, как пассивное поведение, следует отличать от сопротивления (применения насилия), как активного физического противодействия (попытка вырваться, отталкивание, удержание, причинение вреда здоровью). Последнее влечёт уголовную ответственность по ст. 318 УК РФ.

Распоряжение – это по своей сути приказ, но отличается от последнего тем, что отдаётся лицам, не находящимся в непосредственном подчинении.

Оно может состоять в указании на необходимость следования по определенным маршрутам (например, при проведении массовых мероприятии) или соблюдения определенных мер безопасности (например, при закрытии движения на отдельных направлениях) и т. д.

Требование – это выраженная в решительной, категорической форме просьба о том, что должно быть выполнено, на что у его предъявителя есть право (предъявить документы, открыть помещение и т.п.).

Сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное статьей 26 Федерального закона «О полиции».

Исполняя обязанности по охране общественного порядка, он вправе отдавать гражданам и соответствующим должностным лицам обязательные распоряжения и предъявлять необходимые для поддержания правопорядка требования.

Ответственность по статье 19.3. КоАП наступает, если распоряжения или требования сотрудников были:

законными, то есть находились в пределах прав и полномочий этих лиц;

Это означает, что возможно невыполнение очевидно незаконного требования сотрудника и даже сопротивление принуждению к выполнению этого требования. Незаконность требований сотрудника в таком случае должна быть очевидна для адресата. В спорных ситуациях требования сотрудника должны быть выполнены, а впоследствии могут быть обжалованы.

Неисполнение явно незаконного требования сотрудника правонарушением не является.

- отданы или предъявлены в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Поэтому, невыполнение законных требований сотрудника, осуществляющего производство по административному делу не в связи с нарушением общественного порядка или общественной безопасности, а, например, при оформлении правонарушения в сфере потребительского рынка, должно квалифицироваться по статье 17.7. КоАП.

Следует отметить, что сотрудники полиции считаются исполняющими обязанности по охране общественного порядка и общественной безопасности постоянно, независимо от того, находились ли они на службе или по своей инициативе либо по просьбе граждан принимали меры по восстановлению порядка.

Вместе с тем, военнослужащие считаются исполняющими такие обязанности в случае, если они входят в состав подразделения, которому поставлена конкретная задача по выполнению этих обязанностей.

Воспрепятствование осуществлению служебных обязанностей заключается в создании различных преград в их осуществлении.

Оно может проявляться в создании препятствий для входа в помещения; в отказе предоставить их для осмотра; в препятствовании произвести проверку соблюдения определённых правил (паспортной системы, разрешительной системы).

Субъективная сторона – умысел. При этом правонарушитель должен сознавать, что оказывает неповиновение именно сотрудникам полиции или уголовно-исполнительной системы, либо военнослужащему.

О нахождении их при исполнении обязанностей свидетельствуют форменная одежда, нагрудный знак.

В то же время, если они находятся в гражданской одежде, то должны не только представиться, но и предъявить служебное удостоверение.

Субъект – только физическое лицо.

Часть 2. Неповиновение гражданина (за исключением осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в уголовно-исполнительном учреждении, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей в иных учреждениях) законному распоряжению или требованию сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, военнослужащего либо другого лица при исполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности и охране этих учреждений, поддержанию в них установленного режима, охране и конвоированию осужденных (подозреваемых, обвиняемых).

Данная часть предусматривает ответственность за неповиновение, которое оказывается в исправительных учреждениях, следственных изоляторах, изоляторах временного содержания.

Неповиновение оказывается сотрудникам органов уголовно-исполнитель­ной системы, военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел (другие лица).

Неповиновение оказывается при исполнении этими лицами обязанностей по обеспечению безопасности и охране этих учреждений, поддержанию в них установленного режима, охране и конвоированию осужденных (подозреваемых, обвиняемых).

Субъект – граждане, за исключением осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в уголовно-исполнительном учреждении, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей в иных учреждениях.

Частями 3-5 статьи 19.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неповиновение, оказываемое сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудникам органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, сотрудникам федеральной службы безопасности, а также сотрудникам органов государственной охраны.

Статья 19.13. Заведомо ложный вызов специализированных служб

Объект – порядок управления, нормальная работа специализированных служб, интересы граждан.

Объективная сторонаЗаведомо ложный вызов пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб

Как правило, данный вызов совершается по телефону, в условиях отсутствия визуального контакта.

К иным специализированным службам относятся аварийные службы (газовая, водопроводная и т.д.), службы спасения, МЧС.

Данное правонарушение следует отличать от заведомо ложного сообщения об акте терроризма, которое влечёт уголовную ответственность по статье 207 УК.

Субъективная сторона – умысел. Термин «заведомость» указывает на то, что лицо, добросовестно заблуждавшееся относительно наличия оснований для вызова специализированных служб ответственности не подлежит.

Субъект – только физическое лицо.

Рассматривают мировые судьи.

 Статья 19.15. Проживание гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта).

Объект – порядок управления, а также общественный порядок и общественная безопасность.

В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828), паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим его личность на территории Российской Федерации.

Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ.

Паспорт умершего гражданина сдается в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, по месту государственной регистрации смерти для направления в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту государственной регистрации смерти гражданина на территории Российской Федерации.

Паспорт лица, заключенного под стражу или осужденного к лишению свободы, временно изымается органом предварительного следствия или судом и приобщается к личному делу указанного лица. При освобождении из-под стражи или отбытии наказания в виде лишения свободы паспорт возвращается гражданину.

Бланки паспорта изготавливаются по единому для всей Российской Федерации образцу и оформляются на русском языке.

К бланкам паспортов, предназначенных для оформления в республиках, входящих в состав РФ, могут изготавливаться вкладыши, имеющие изображение государственного герба республики и предусматривающие внесение сведений о личности гражданина на государственном языке этой республики.

В паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения.

В паспорте производятся отметки:

- о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета - соответствующими органами регистрационного учета;

- об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста, - соответствующими военными комиссариатами и территориальными органами Федеральной миграционной службы;

- о регистрации и расторжении брака - соответствующими органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, и территориальными органами Федеральной миграционной службы;

- о детях (гражданах Российской Федерации, не достигших 14-летнего возраста) - территориальными органами Федеральной миграционной службы;

- о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, - территориальными органами Федеральной миграционной службы;

- о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, - территориальными органами Федеральной миграционной службы или другими уполномоченными органами.

По желанию гражданина в паспорте также производятся отметки:

о его группе крови и резус-факторе - соответствующими учреждениями здравоохранения;

об идентификационном номере налогоплательщика - соответствующими налоговыми органами.

Отметка о детях (гражданах Российской Федерации, не достигших 14-летнего возраста) заверяется подписью должностного лица и печатью территориального органа Федеральной миграционной службы.

Запрещается вносить в паспорт сведения, отметки и записи, не предусмотренные Положением. Паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные Положением, является недействительным.

Срок действия паспорта гражданина:

от 14 лет – до достижения 20-летнего возраста;

от 20 лет – до достижения 45-летнего возраста;

от 45 лет – бессрочно.

По достижении гражданином 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, паспорта выдаются или заменяются по месту их жительства по окончании установленного срока военной службы по призыву.

Замена паспорта также производится при наличии следующих оснований:

-  изменение гражданином в установленном порядке фамилии, имени, отчества, изменение сведений о дате (число, месяц, год) и / или месте рождения;

- изменение пола;

- непригодность паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин;

-  обнаружение неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей.

Замена паспорта производится и в иных случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Документы и личные фотографии, необходимые для получения или замены паспорта, граждане представляют в территориальные органы Федеральной миграционной службы непосредственно либо через должностных лиц многофункциональных центров оказания государственных (муниципальных) услуг. Заявление о выдаче (замене) паспорта по форме, установленной Федеральной миграционной службой, и личная фотография могут быть представлены гражданином в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

Документы и личные фотографии для получения или замены паспорта должны быть сданы гражданином не позднее 30 дней после наступления соответствующих обстоятельств.

В случае обращения гражданина по вопросу выдачи или замены паспорта по месту жительства паспорт выдается ему в 10-дневный срок со дня принятия документов территориальными органами Федеральной миграционной службы. В случае обращения гражданина по вопросу выдачи или замены паспорта не по месту жительства, а также в связи с его утратой (похищением) паспорт выдается в 2-месячный срок со дня принятия документов территориальными органами Федеральной миграционной службы.

Объективная сторона:

Часть 1. Проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина Российской Федерации, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту).

Часть 2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге.

Проживание без паспорта означает, что лицо, обязанное иметь этот документ, или вовсе его не получает, или, утратив, не получает в установленном порядке нового паспорта.

Проживанием по недействительному паспорту считается проживание: по просроченному паспорту; по паспорту, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные Положением; по поддельному паспорту. Недействительным также признается паспорт, который пришел в явную негодность или не имеет фотографических карточек, других реквизитов; в котором искажены или содержатся неточные данные о владельце (выданный на фамилию, имя, отчество, которые лицо изменило).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ»:

местом пребывания является место, где гражданин временно проживает – гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина;

местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством, – жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие).

Субъективная сторона – умысел.

Субъект – физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Статья 19.15.1. Проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации.

Объект – тот же, что в статье 19.15 КоАП РФ.

Объективная сторона:

Часть 1. Проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение. Регистрация по месту пребывания производится без снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:

- документ, удостоверяющий личность;

заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;

-  документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

Часть 2. Нарушение, предусмотренное частью 1 ст. 19.15.1, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге. 

Граждане Российской Федерации освобождаются от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.15.1, в случае:

- проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в соответствующем населенном пункте субъекта Российской Федерации, если они зарегистрированы по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации;

- проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области;

- проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области;

- если они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении;

- если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.

Субъективная сторона – умысел.

Субъект – физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Статья 19.16. Умышленная порча документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), либо утрата документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), по небрежности

Объект – тот же, что и в статье 19.15.

Объективная сторона - Умышленные уничтожение или порча документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), либо небрежное хранение документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), повлекшее утрату документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта).

Данное правонарушение может совершаться как действием (уничтожение или порча), так и бездействием (небрежное хранение).

Согласно статье 17 «Положения о паспорте гражданина Российской Федерации», гражданин обязан бережно хранить паспорт. Об утрате паспорта гражданин должен незамедлительно заявить в орган внутренних дел.

Уничтожение паспорта предполагает прекращение его существования (сжигание, разрывание и т.п.).

Под порчей паспорта понимается его повреждение, не повлекшее искажения текста (содержания), а вызвавшее частичное нарушение материала (бумаги, бланка и т.д.).

Небрежное хранение паспорта, повлекшее его утрату, свидетельствует о бездействии лица, обязанного принять соответствующие меры к его сохранности.

При этом термин «утрата» означает не только потерю паспорта, но и прекращение обладания им, например, в силу уничтожения вместе с ненужными бумагами, одеждой.

Вместе с тем, правонарушение отсутствует, если паспорт утрачен вследствие непредвиденных или непреодолимых обстоятельств (пожар, другие стихийные бедствия).

Субъективная сторона:

- умысел – при уничтожении или порче паспорта;

В данном случае лицо действует преднамеренно, желая уничтожить или испортить паспорт, например, в силу мести.

- неосторожность – при небрежном хранении, повлекшем утрату.

В этом случае отсутствует необходимая внимательность, аккуратность и осмотрительность.

Субъект – физические лица.

Статья 19.17. Незаконное изъятие документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или принятие документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), в залог

Объект – тот же, что и в статье 19.15.

Объективная сторона:

Часть 1. Незаконное изъятие должностным лицом документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта)Ответственность наступает не при любом изъятии, а только при незаконном.

Согласно статье 22 «Положения о паспорте гражданина Российской Федерации» запрещается изъятие у гражданина паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Так, граждане сдают свои паспорта на хранение:

- при призыве на военную службу;

- при зачислении в военно-учебные заведения;

- в случае выхода из гражданства.

Кроме того, паспорта сдают члены экипажей судов загранплавания – при получении паспорта моряка, работники учреждений Госбанка, выполняющие операции, связанные с хранением и перевозкой ценностей.

Паспорт лица, заключенного под стражу или осужденного к лишению свободы, временно изымается органом предварительного следствия или судом и приобщается к личному делу указанного лица. При освобождении из-под стражи или отбытии наказания в виде лишения свободы паспорт возвращается гражданину.

Во всех иных случаях изъятие паспортов у граждан запрещается.

Часть 2. Принятие документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), в залог.

Согласно «Положению о паспорте гражданина Российской Федерации» запрещается приём паспортов в залог.

Субъективная сторона – умысел.

Субъект: часть 1 – только должностные лица; часть 2 – любые физические лица.

Категория: Мои файлы | Добавил: IDol-36
Просмотров: 3131 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: