Каталог статей
Главная » Статьи » Долгих И.П. |
Доказывание по делам об административных правонарушениях – это регулируемая законом деятельность судьи, органов государственного управления и их должностных лиц, которая заключается в установлении с помощью доказательств истины о правонарушении.
В ходе доказывания должны быть разрешены три вопроса: 2) чем доказать, то есть что является доказательством; 3) как доказать, то есть в чём заключается процесс доказывания.
Предметом доказывания называются обстоятельства, которые подлежат обязательному установлению для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; Должно быть установлено, имело ли место исследуемое событие и является ли оно административным правонарушением, предусмотренным КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Кроме того, при доказывании данного обстоятельства установлению подлежат такие элементы состава правонарушения, как объект (на что посягает совершённое деяние), а в некоторых случаях и предмет правонарушения, объективная сторона (в чём конкретно это деяние проявилось, каковы последствия, имеется ли причинно-следственная связь между ними).
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают: • виновность лица, привлекаемого к административной ответственности; • иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются: 2) иными протоколами, предусмотренными КоАП; 3) объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу; 4) показаниями потерпевшего; 5) показаниями свидетелей; 6) заключениями эксперта; 7) иными документами; 8) показаниями специальных технических средств; 9) вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Таким образом, доказательства характеризуются следующими признаками:
Это могут быть сведения о действиях людей, их физическом или психическом состоянии. Это могут быть также данные о явлениях природы (время наступления темноты, осадки, температура воды в реке), о событиях (время отправления поезда, взлёта самолёта и т.п.).
2) доказательства могут быть получены только из определённых законом источников (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
3) доказательства получаются и закрепляются в специальном, урегулированном законом порядке, несоблюдение которого лишает полученные факты доказательственного значения (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).
1. по отношению к предмету обвинения: Оправдательные которые оправдывают правонарушителя или устанавливают обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
2. по отношению к предмету доказывания: Косвенные, которые непосредственно не указывают на эти обстоятельства, а лишь устанавливают промежуточные факты, которые, взятые в совокупности, позволяют сделать вывод о виновности или невиновности лица. Прямое доказательство никаких альтернатив не допускает, его значение однозначно (виновен – невиновен), косвенное – лишь устанавливает факт возможности какого-либо события, явления.
3. по источникам, из которых они получены: Производные, которые воспроизводят сведения о тех или иных фактах из других источников – «из вторых рук» (показания свидетеля об обстоятельствах, которые он сам непосредственно не воспринимал, но знает о них со слов других лиц, копия документа). В отдельных случаях степень производности может «удваиваться», «утраиваться» и т.д.
4. по особенностям запечатления информации: Предметные, то есть вещественные доказательства и документы. Содержание процесса доказывания составляют собирание, проверка и оценка доказательств в целях установления обстоятельств, предусмотренных статьёй 26.1 КоАП РФ.
1. Собирание доказательств осуществляется:
2. путем представления их участниками производства по делам об административных правонарушениях (лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, их законными представителями, защитником и представителем потерпевшего);
опроса и получения объяснений (Статья 26.3 КоАП РФ).
Таким образом, закон не требует обязательной письменной формы объяснений, а потерпевшие и свидетели, если они имеются, могут после устного изложения интересующих сведений (опроса), ограничиться подписью в протоколе.
Следует напомнить, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе давать объяснения. Отказ от дачи объяснений, так же как и то обстоятельство, что это лицо не привело в своих объяснениях убедительных данных, свидетельствующих о своей невиновности, с учетом презумпции невиновности, не служит доказательством его виновности. Свидетель по делу об административном правонарушении, согласно ст. 25.6 КоАП РФ обязан давать показания. Поэтому письменное объяснение свидетеля должно содержать его подпись, удостоверяющую разъяснение ему ответственности за отказ от дачи показаний по ст. 17.7 КоАП РФ и за заведомо ложные показания по ст. 17.9 КоАП РФ.
назначения экспертиз (Статья 26.4 КоАП РФ).
При выборе эксперта (экспертного учреждения) необходимо исходить из требования закона, чтобы эксперт был компетентным и не заинтересованным в исходе дела. Специальные экспертные учреждения имеются в системе федеральных органов исполнительной власти (Минюста, МВД, Миниздравсоцразвития и др.). Деятельность экспертов, состоящих на службе в экспертных учреждениях, регламентируется Федеральным законом от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и ведомственными нормативными актами.
Признав необходимым производство по делу экспертизы, судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, выносит определение о назначении экспертизы, обязательное для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено производство этой экспертизы.
В определении указываются: • фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза; • вопросы, поставленные перед экспертом; • перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта. Кроме того, в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 17.9 КоАП РФ.
Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.
Процесс производства экспертизы заканчивается оформлением исследования в виде заключения эксперта, которое дается в письменной форме от имени проводившего его эксперта. Заключение эксперта состоит из вводной части, исследовательской части и выводов.
Во вводной части указывается номер заключения, дата его составления, кто произвел экспертизу, на основании какого документа она произведена, перечисляются поставленные перед экспертом вопросы, поступившие материалы, кратко излагаются обстоятельства дела. Описание исследования завершается синтетической частью, в которой обосновывается достаточность выявленных экспертом признаков для того или иного вывода.
Выводы эксперта должны содержать ответы на поставленные перед ним вопросы. Чаще всего эти выводы в форме категорических суждений – положительных или отрицательных. В ряде случаев эксперты делают предположительные (вероятностные) выводы.
В случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности может назначаться повторная экспертиза, которая поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов. В большинстве случаев экспертиза поручается одному лицу. Однако возможно проведение комиссионной и комплексной экспертизы, что обусловлено сложностью вопросов, исследуемых экспертами.
Комиссионная экспертиза назначается при сложности вопросов, исследуемых экспертами, при сомнительности уже полученного заключения эксперта. При производстве комиссионной экспертизы экспертами одной специальности каждый из них проводит исследования в полном объеме, и они совместно анализируют полученные результаты.
взятия проб и образцов (Статья 26.5 КоАП РФ).
Взятие проб и образцов обусловлено нецелесообразностью приобщения к делу всего предмета или орудия совершения административного правонарушения. При этом взятие проб и образцов может производиться с участием специалиста, обладающего познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.
собирания вещественных доказательств (Статья 26.6 КоАП РФ).
Вещественным доказательством предмет может стать и в связи с его принадлежностью определенному лицу или обнаружением в определенном месте.
По источнику происхождения вещественные доказательства делятся на: • производные – слепки, оттиски, фотоснимки первоначальных вещественных доказательств, сохраняющие все их существенные признаки.
Производные вещественные доказательства используются в тех случаях, когда исследование оригиналов затруднено вследствие их громоздкости, хрупкости, неотделимости от окружающей среды, подверженности быстрой порче и т.п. Обычно вещественные доказательства изымаются в ходе какого-либо процессуального действия (взятия проб и образцов, осмотра помещения, изъятия предметов и др.). Вместе с тем, они могут быть представлены лицом, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, потерпевшим, свидетелем, другими участниками производства по делу об административном правонарушении. Соответственно факт обнаружения или получения предмета уполномоченным должностным лицом должен быть надлежаще процессуально оформлен. В случае изъятия вещественного доказательства при производстве какого-либо процессуального действия об этом делается запись в протоколе о производстве соответствующего действия. В случае предоставления вещественного доказательства участниками производства по делу об административном правонарушении это оформляется постановлением о приобщении к делу об административном правонарушении вещественных доказательств.
Документы служат вещественными доказательствами, если они были объектами противоправных действий, служили средствами их подготовки, совершения или сокрытия, также, если на них остались следы противоправных действий. Доказательственное значение документа, как вещественного доказательства определяется его физическими признаками, а доказательственное значение документа как источника доказательств – его содержанием. Например, лицензия на осуществление конкретного вида деятельности с признаками подделки является вещественным доказательством, в то время как сама по себе она является официальным документом, признаки которого рассматриваются ниже. Вещественные доказательства должны находиться в упаковке, обеспечивающей их сохранность, в опечатанном виде. В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются прямо на месте изъятия.
Согласно ст. 76 ГПК РФ вещественные доказательства после вступления в законную силу решения суда возвращаются лицам, от которых они были получены, или передаются лицам, за которыми суд признал право на эти предметы, либо реализуются в порядке, определенном судом. Предметы, которые согласно федеральному закону не могут находиться в собственности или во владении граждан, передаются соответствующим организациям.
приобщения документов (Статья 26.7 КоАП РФ).
Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.
Если судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело, нужно запросить какие-либо документы в органах, учреждениях, организациях, на предприятиях, в общественных объединениях, у граждан они в порядке, предусмотренном ст. 26.10 КоАП РФ, выносят определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела.
показаний специальных технических средств (Статья 26.8.)
Такими измерительными приборами являются: радиолокационный измеритель скорости автомобиля; прибор для измерения коэффициента сцепления шин с поверхностью дорог; газоанализатор для измерения уровня содержания вредных веществ в отработавших газах двигателя автомобиля и их дымности и др.
В соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. № 4871-1 «Об обеспечении единства измерений», под средством измерения понимается техническое устройство, предназначенное для измерений. К обязательным требованиям, предъявляемым к средствам измерения, относятся наличие соответствующего сертификата и проведение метрологической проверки.
Поверка средств измерений представляет собой совокупность операций, выполняемых органами государственной метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений установленным техническим требованиям. Средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, подвергаются поверке органами Государственной метрологической службы по окончании производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации. поручения совершения отдельных действий и направления запросов (Статья 26.9 КоАП РФ). Для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, предусмотренных КоАП, должностному лицу соответствующего территориального органа.
Закон не определяет, в какой форме должен быть оформлен соответствующий запрос или поручение, однако практика показывает, что наиболее правильной с точки зрения доказательственного значения, а также контроля сроков их исполнения, является письменная форма. Вместе с тем, не исключается возможность запроса сведений с помощью технических средств связи и соответствующей фиксации (документирования) этого.
При поручении совершения отдельных действий (например, опроса свидетелей, взятия проб и образцов для последующего проведения экспертизы и т.д.) должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, в письменной форме должно указать какое конкретно действие необходимо выполнить. При этом, в целях ориентирования исполнителя поручения, кратко излагается сущность дела, а в случае сложности дела к поручению прилагаются копии процессуальных документов и иных материалов дела. В целях быстроты административного производства ч. 2 ст. 26.9 КоАП РФ устанавливаются срок для исполнения соответствующих запросов и поручений – 5 дней.
Соответственно в бланках запросов и поручений должна быть ссылка на указанный срок, а также указание о том, что неисполнение поручения либо запроса по делу об административном правонарушении либо его ненадлежащее исполнение (в том числе нарушение сроков исполнения) может повлечь административную ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ.
истребования сведений (Статья 26.10.). Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.
При истребовании сведений, необходимых для его правильного разрешения, судья, орган или должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении выносят соответствующее определение, в котором указываются: наименование организации, которая должна предоставить сведения, фабула дела и статья КоАП, по которой лицо привлекается к ответственности, а также наименование документов, содержащих истребуемые сведения.
2. Проверка доказательств заключается в выяснении правильности содержащихся в источниках сведений и осуществляется путём: сопоставления проверяемого доказательства с другими, имеющимися в деле; розыска новых доказательств, которые могут подтвердить или опровергнуть имеющиеся в деле доказательства.
3. Оценка доказательств (ст. 26.11 КоАП РФ) производится с точки зрения их относимости, допустимости, а всех собранных доказательств в совокупности – достаточности для принятия решения по делу об административном правонарушении. Допустимыми признаются такие доказательства, которые собраны уполномоченными на то должностными лицами, получены из законного источника, с соблюдением правил собирания и фиксации информации. Оценке подлежит как каждое отдельное доказательство, так и все собранные доказательства в целом. Оценка совокупности доказательств заключается в определении их достаточности для принятия процессуальных решений и завершается определённым выводом.
При оценке доказательств судья, член коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, должны руководствоваться внутренним убеждением, основанным на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Оценка доказательств по внутреннему убеждению означает, что эти лица, непредвзято изучая все представленные доказательства, самостоятельно решают вопрос об их достоверности или недостоверности, истинности или ложности соответствующих сведений. В связи с этим должно быть исключено любое воздействие на судью, орган, должностное лицо. | |
Просмотров: 4962 | Рейтинг: 5.0/5 |
Всего комментариев: 0 | |