Каталог статей
Главная » Статьи » Долгих И.П. |
Одной из основных внутренних угроз национальной
безопасности и Российской Федерации, и Украины сегодня, безусловно, становится
беспрецедентный рост масштабов коррупции. Согласно проведенному Центром антикоррупционных
исследований и инициатив «Transparency
International» («Трансперенси Интернешнл») анализу по степени
коррумпированности по состоянию на декабрь 2012 года Россия занимала 133 место
из 174 стран мира (в 2011 году – 154 место из 183 стран), Украина – 144 место
(в 2011 году - 152) [1]. Примечательно, что среди стран так называемой «большой
двадцатки» показатели Российской Федерации – наихудшие. На занимаемые в этом
печальном рейтинге места России и Украины существенным образом не повлияла даже
активная законотворческая деятельность властей в данном направлении. Коррупция по-прежнему препятствует реализации населением
своих прав в сфере здравоохранения, образования, природопользования,
имущественных отношений, социального обеспечения и т.п. Кроме того,
коррупционная составляющая подрывает все государственные реформы, которые
проводятся на постсоветском пространстве. Проблема борьбы с коррупцией - это
сложная и многоаспектная задача, решение которой возможно лишь в тесном
взаимодействии двух наших государств, их правовых систем и силовых структур. В последнее время очень много говорится и пишется о
необходимости принятия экстраординарных мер в борьбе с коррупцией. Однако на
фоне этих разговоров не только не происходит снижение коррупционного уровня, но
и, наоборот, появляются всё новые и новые формы коррупционных проявлений. К
примеру, в наши дни никого не удивляет, что взятка прекрасно маскируется под
так называемую спонсорскую помощь, подарки, выполнение различных работ и даже
лекцию, консультацию и т.п. [2] К сожалению, совершенствование национальных
законодательств по борьбе с коррупцией и их унификация, реализация
антикоррупционных инициатив международного уровня происходят в основном в сфере
уголовного права. Вместе с тем, меры административно-правового воздействия
могут послужить даже более эффективным средством достижения поставленных целей,
поскольку общемировая тенденция борьбы с преступностью свидетельствует о
приоритете профилактических мер перед мерами уголовного преследования. Инновационные нормы законодательств об
административных правонарушениях наших стран должны ориентироваться на
международный опыт борьбы с коррупцией. Заметим, что отсутствие в российском и
украинском законодательствах норм, аналогичных международному
антикоррупционному законодательству, многими авторами отмечается как их
несовершенство [3]. При этом речь идет
не только о введении в КоАП РФ и КУоАП новых, антикоррупционных составов, но и
о включении в основные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы
административной ответственности обоих государств, отдельной главы
«Коррупционные правонарушения». В качестве основного вида административного
наказания, предусмотренного указанной главой, должна быть установлена
дисквалификация государственных и муниципальных служащих. Сроки
дисквалификации, как вида административного наказания, предусмотренного Кодексом
Российской Федерации об административных правонарушениях, должны быть существенным
образом оптимизированы в сторону увеличения. Необходимо установить административную ответственность
за взяточничество (получение и дачу взятки), разграничив понятие взятки как
вида административного правонарушения и взятки как уголовно-наказуемого деяния.
Критерием разграничения при этом следует считать сумму взятки. Таким образом,
будут исключены случаи ухода от какой-либо ответственности должностных лиц, освобожденных
от уголовной ответственности в связи с малозначительностью деяния при небольшом
размере взятки. Существующие в КоАП РФ нормы, предусмотренные ст. 19.28
(«Незаконное вознаграждение от имени юридического лица»), являются по сути
своей половинчатыми и явно недостаточными для осуществления эффективной борьбы
с коррупцией. К сожалению, законодатели и Украины, и Российской
Федерации сужают свои усилия в антикоррупционной деятельности, направляя их, в
основном, лишь на взяточничество и коммерческий подкуп [4]. При этом ими явно
игнорируется общемировой подход к понятию коррупции, что не способствует
достижению конечного результата. По нашему мнению, здесь необходимы комплексные
решения. В КоАП РФ и КУоАП следует включить статью,
предусматривающую ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение
чиновником своих обязанностей вследствие небрежного либо недобросовестного
отношения к государственной или муниципальной службе, если это деяние не
повлекло крупного ущерба или существенного нарушения прав и законных интересов
населения либо охраняемых законом интересов общества и государства. По нашему мнению, целесообразно предусмотреть
административную ответственность за использование государственным или
муниципальным служащим своих служебных полномочий вопреки интересам службы,
если это деяние совершено из личной заинтересованности и не повлекло
существенного нарушения прав и законных интересов человека и гражданина, либо
интересов государства и общества. Кроме того, законодательство об административных
правонарушениях России и Украины должно предусматривать ответственность за
совершение государственным или муниципальным служащим действий, явно выходящих
за пределы его служебных полномочий и не повлекших существенного нарушения прав
и законных интересов человека и гражданина, либо интересов государства и
общества. Проводимые в наших странах на законодательном уровне
активные преобразования кажутся не способными успокоить население иллюзией
скорого усвоения им мировых стандартов в области борьбы с коррупцией. Механизмы
борьбы с коррупцией, разработанные и внедряемые сегодня в Российской Федерации
и в Украине, видятся явно несовершенными. Говорить о реальном изменении
ситуации к лучшему можно будет лишь в том случае, если антикоррупционное
законодательство обоих государств будет применяться в соответствии с принципами
неизбирательности и неизбежности. Кроме того, основой для минимизации
коррупционных проявлений должно стать последовательное вовлечение структур
гражданского общества в управление делами государства [5]. Список литературы 1. Россия в Индексе восприятия коррупции-2012: новая точка отсчета [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.transparency.org.ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii/rossiia-v-indekse-vospriiatiia-korruptcii-2012-novaia-tochka-otscheta (Дата обращения: 12.12.2013). 2.
Панченко П.Н. Аргументация принятия экстренных мер наступления на
коррупцию//Юридическая техника. 2013. №7-1. С.37. 3.
См. например: Якимов О.Ю., Якимова С.С. Корупциогенность процессуального
законодательства, как условие существования коррупции. В кн. Современные
разновидности российской и мировой преступности: состояние, тенденции,
возможности и перспективы противодействия. Саратов. 2005. С. 369-370. 4.
Чупрова А.Ю. Совершенствование санкций норм об ответственности за коррупцию в
уголовном праве: аргументы «против»//Юридическая техника. 2013. №7-1. С. 368. 5.
Малявина Н.Б. Административные процедуры как средство борьбы с
коррупцией//Вестник ЮУрГУ. 2008. №8. С. 106. | |
Просмотров: 586 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0 | |